В первой половине марта число одобренных заявок на автокредит упало до рекордно низкого уровня в 10%. Это стало результатом ужесточения банковского счета, снижения платежеспособности населения и роста цен на автомобили. Стабилизация сегмента может занять до полугода. Но рост среднего чека позволит рынку автокредитов избежать значительного падения объемов в конце года.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ, входит в тройку лидеров), с 1 по 15 марта уровень одобрения в сегменте автокредитов составил 10%, что является самым низким показателем с 2020 года. Даже в период жесткого карантина в апреле По данным бюро, в 2020 году было одобрено 26% заявок на автокредит.
«Сейчас причины проблем в сегменте глубже. Это и пауза, взятая многими автопроизводителями, и нынешний глобальный дефицит автозапчастей, и санкционное давление на российские банки», — объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
До сих пор многие банки замедляли выдачу кредитов, чтобы переоценить кредитные риски. Большое значение имеет то, когда оставшиеся автопроизводители смогут насытить рынок, прогнозов пока нет, продолжает эксперт.
По данным НБКИ, в феврале 2022 года в России было выдано 70,4 тыс автокредитов. Это на 5,4% меньше, чем годом ранее. Средний чек по автокредиту растет с апреля 2020 года. В январе 2022 года он достиг 1,3 млн рублей, что на 30% больше, чем в начале пандемии.
Предпосылок для скорейшего восстановления авторынка нет, уверен генеральный директор Infoline Analytics Михаил Бурмистров. Происходит не только ужесточение рисковой политики банков, но и снижение процентов по кредитам на фоне резкого роста цен на автомобили, добавляет он:
«Дилеры пытаются максимально индексировать цены, чтобы ограничить скорость, с которой автомобили удаляются с рынка».
Столкнувшись с такими завышенными ценами, ухудшился и профиль клиента, обратившегося за автокредитом, что также повлияло на одобрение, добавляет председатель совета директоров РГС-банка Алексей Токарев. Снижение кредитоспособности клиентов уже наблюдается, отмечает собеседник «Ъ» на рынке автокредитования. Повышены требования к DTI клиента (отношение затрат к доходам). В условиях более высоких ставок возможен более детальный анализ кредитоспособности заемщиков во избежание высокого уровня долговой нагрузки, подтверждает Владимир Высоцкий, руководитель отдела продаж автокредитов ВТБ.
Между тем, банкиры в целом настроены относительно оптимистично. Ситуация с низким уровнем одобрения исправится в ближайшие недели, в апреле, уверен г-н Токарев, хотя и не вернется к прежним уровням. «Дальнейшее развитие событий будет полностью зависеть от ситуации в макроэкономике», — предупреждает он. По прогнозам первого вице-президента совета директоров Экспобанка Алексея Санникова, ситуация в сегменте автокредитования может улучшиться в горизонте от трех до шести месяцев. Необходимо трансформировать логистические цепочки, восстановить поставки новых автомобилей и вернуть действующие тарифы на комфортный для клиентов уровень, поясняет он
«Многие банки, выдающие автокредиты, в ответ на ухудшение экономической ситуации значительно ужесточили кредитную политику. При этом вслед за ростом ключевой ставки резко выросли и процентные ставки в сегменте, что в сочетании со взрывной динамикой цен на автомобили привело к значительному увеличению долговой нагрузки потенциальных заемщиков, — заключает Егор Лопатин, заместитель директора Группы рейтингов финансовых институтов НКР, часть заемщиков стала удовлетворять требования банков. Дальнейшая динамика выдачи автокредитов будет определяться не только уровнем ключевой ставки, но и из-за динамики курса рубля и наличия новых автомобилей. Из-за увеличения размера среднего чека, считает он, в среднесрочной перспективе объем выдачи «просядет» гораздо меньше, чем количество выданных кредитов.
Полина Трифонова
– “Б”
Новости АРБ – 24.03.2022 в 11:32