Что произошло
Первая европейская гигафабрика Tesla (Gigafactory 4) открылась в Бранденбурге недалеко от Берлина. Илон Маск встретился на презентации с высокопоставленными гостями, в том числе с канцлером Германии и министром экономики. При выходе на полную мощность завод будет выпускать 500 000 электромобилей в год, на нем будут работать более 12 000 человек.
Выступая на открытии завода, канцлер Германии Олаф Шольц сказал: «Электромобили будут определять мобильность будущего, это уже сегодня очевидно».
Строительство завода сопровождалось протестами местных жителей, заявивших об угрозе окружающей среде. Активисты «Зеленой лиги Бранденбурга» заявили, что из-за реализации проекта лес придется вырубить, а также он может оказаться более загрязненным, чем близлежащие водоемы. После иска активистов строительство на некоторое время было приостановлено. Несмотря на это, гигафабрика была построена в рекордно короткие сроки: Маск впервые упомянул о запуске проекта в ноябре 2019 года.
Во время церемонии открытия 30 электромобилей Model Y, произведенных на новой гигафабрике, были доставлены покупателям прямо в вестибюле завода.
За прошедшую торговую сессию котировки Tesla прибавили 8%.
Что дальше
Помимо электромобилей, в состав гигафабрики входит предприятие по сборке литий-ионных тяговых аккумуляторов. Ожидаемый годовой объем производства составляет 50 ГВтч. Гигафабрика будет постепенно выходить на максимальную производительность: в 2022 году планируется собрать 54 000 электромобилей. Скорее всего, это означает, что часть поставок в Европу с гигафабрики в Шанхае будет сохранена в течение этого года для удовлетворения европейского спроса.
По итогам февральских продаж на фоне проблем с европейскими производителями модели Model 3 и Model Y занимают первое и второе места в Германии, становясь абсолютными лидерами на одном из важнейших европейских рынков. Общий рост продаж электромобилей составил +55% г/г из-за падения спроса на дизельные автомобили (-16% г/г) и бензин (-6% г/г). Суммарная доля электромобилей в феврале на рынке продаж автомобилей в Германии составила 25% и может достичь 30% к концу года%.
Master Plan. Part 3
Илон Маск недавно объявил, что скоро опубликует свой «Генеральный план. Часть 3». В эту часть войдут разделы, посвященные SpaceX, Tesla и The Boring Company. Допускаю, что в ближайшее время можно говорить о создании крупной технологической компании, которая объединит проекты Маска.
Первая часть генерального плана была опубликована генеральным директором Tesla в августе 2006 года и включала такие элементы, как:
– создать электрический спортивный автомобиль
– использовать деньги для создания более доступного электромобиля
– использовать деньги снова, чтобы создать еще более доступный электромобиль
– предоставить варианты выработки электроэнергии с нулевым уровнем выбросов.
Как показала история, план был выполнен. Вторая часть была опубликована в 2016 году и содержала статьи о:
– создать крышу для дома на солнечных батареях
– расширение производства электромобилей
– разработка системы автономного вождения
Известно, что в рамках Part 3 генеральный директор планирует масштабировать Tesla до нереальных размеров, хотя конкретные цифры пока не обсуждаются. Ранее компания заявляла о планах выпускать 20 млн электромобилей в год к концу 2030 года.
При этом сам Маск заявил, что проблемы с производством аккумуляторов могут стать сдерживающим фактором для производства электромобилей в ближайшие 2-3 года. Некоторые аналитики уже начали предвидеть сценарий, при котором компания может столкнуться с нехваткой новых аккумуляторов Panasonic 4680 и не выполнить запланированные цели по обновлению электромобилей.
Инфляция также становится проблемой для компании. Если цены на кобальт, медь и карбонат лития продолжат расти или останутся на нынешнем высоком уровне, маржа компании может немного снизиться.
Аналитики ожидают, что прибыль на акцию в первом квартале 2022 года составит 2,25 доллара (+142% в годовом исчислении), а выручка достигнет 17,63 млрд долларов (69,7% в годовом исчислении). Если Tesla не отчитается лучше, чем ожидалось, это будет означать замедление в предыдущем квартале впервые за долгое время.
Техническая картина по-прежнему складывается в сторону продолжения роста, но инвесторам не стоит исключать формирование локальной коррекции в диапазоне $1030-1050.
Консенсус-оценка Refinitiv для акций Tesla составляет 950 долларов за акцию, что на 4% ниже последней цены закрытия. На Санкт-Петербургской фондовой бирже ценные бумаги доступны для торгов под кодом TSLA.
БКС – Мировые рынки – 23.03.2022 в 14:40