Финансовые учреждения будут назначать клиентам один из трех уровней риска и оценивать их транзакции. Правило распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Российские банки начинают оценивать «степень риска» клиентов. Соответствующий закон, принятый в прошлом году, вступает в силу сегодня. Правило распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, речь не идет об оценке физических лиц.
По новому правилу финансовые учреждения будут присваивать клиентам один из трех уровней риска: низкий, средний или высокий. Низкий уровень облегчит взаимодействие с банком; например, банку будет запрещено отказывать такому клиенту в открытии счета.
Наоборот, банк вправе отказать клиенту со средней степенью риска в серии операций.
Высокий риск означает, что организация потеряет способность выполнять практически любую операцию.
Стандарт поясняет Иван Уклеин, директор банковских рейтингов «Эксперт РА:
Иван Уклеин Директор агентства «Банковские рейтинги Эксперт РА»
«Здесь речь идет о разделении клиентов, в общем, на две большие категории и промежуточную. Большая категория зеленая, когда ЦБ видит, что операции данного клиента в нескольких банках понятны, прозрачны и соответствуют профилю деятельности, а с другой стороны, банк также видит, что в рамках операции в рамках данного кредитная организация, ни один сомнительный критерий не работает.
Вторая крупная и крупнозамаскированная категория — это так называемые красные клиенты, нарисованные очень серьезными маяками и имеющие серьезные неприятности. Если маяк банка активирован и при этом внутренние критерии самой кредитной организации также показывают, что клиент неблагонадежен, то в этом случае любые операции этого клиента будут полностью остановлены и он не сможет распоряжаться даже денежными средствами, такому клиенту останется только закрыть свой счет и для юридического лица это скорее будет означать необходимость полной реорганизации, ликвидации бизнеса и передача его другому юридическому лицу.
Есть третья категория, она должна быть относительно небольшой, это так называемый желтый цвет. Клиенты, в которых маячки активированы, но могут, например, давать ложные сигналы, а после запроса клиент даст толковое объяснение о характере транзакций, предоставит подтверждающие документы, продемонстрирует свою пригодность и готовность пойти на контакт для подтверждения добросовестность своих действий. В этом случае вам будет присвоена зеленая категория вместо красной.
Речь идет о создании определенного стандарта внутри банковской системы, алгоритма классификации клиента, понятного всем контрагентам. До сих пор существовали так называемые черные списки, в случае попадания в которые, даже по ошибке, клиент мог потребовать восстановления своей репутации и исключения из этого списка на годы. Этот законопроект разрабатывался давно, около года, то есть нельзя сказать, что он был принят на волне текущих событий и как-то призван резко остановить отток капитала из России. Это универсальный механизм, который задумывался как единые правила игры для всех, чтобы компании понимали, что нужно делать, чтобы не попасть в черный список. До сих пор это было по-разному для разных банков».
Основным источником неопределенности является способ определения степени риска. Согласно закону, банк должен оценивать клиентов «с учетом характера и видов их деятельности, характера продуктов или услуг, которыми они пользуются». Более подробных указаний в документе нет, указано лишь, что порядок классификации клиентов устанавливается кредитными организациями в правилах внутреннего контроля.
Платформа «Знай своего клиента» заработает в полном объеме с 1 июля этого года.
Бизнес FM – 22.03.2022 в 05:10